ИСТОРИИ ТУРИСТОВ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ |
... |
Автопутешествие к подземному монастырю Автор: Всеволод Многие знаменитые христианские обители, такие как Киево-Печерская лавра или Псково-Печерский монастырь, помимо грандиозных крепостных стен, храмов и колоколен имеют разветвленную сеть подземных ходов. Искусственно созданные пещеры служили местом проживания наиболее благочестивых подвижников, только под землей находивших полную тишину и уединение, необходимые для духовных трудов и молитвенных подвигов. Подобный подземный монастырь находится и на Оренбуржье. В Новосергиевском районе у села Покровка возвышается Монахова гора, в недрах которой сокрыты подземные кельи, ходы и церковь. Места эти давно отмечены благодатью Господней. По преданию ещё в 19 веке жители Покровки видели над горой огненный столп, исходящий из небес. Как бы перст Божий указывал на необычное предназначение этих мест. А в 1895 году к подножью тогда ещё безымянной горы пришёл казак Захарий Карцев из станицы Верхнеозерной. Он говорил, что сам Господь указал ему это место для праведных трудов. Карцеву, овдовевшему в 35 лет, было видение идти за 200 верст в Покровку и благоустроить там родник. Много месяцев, до самых осенних холодов, трудился и молился подвижник на Святом источнике. После этого ушёл домой, в Верхнеозерную станицу. Но на следующий год он опять вернулся в Покровку и поселился около села навсегда. Захарий поднялся на горку над источником и вырыл в её склоне пещеру, заканчивающуюся небольшой кельей. Здесь, в уединении и молитвах, он провёл два года. Затем к дивному подвижнику стали присоединяться жители окрестных деревень, ищущие спасения, и возникла монашеская община. Сначала братия жила в пещерах, сеть которых постоянно расширялась. Затем стали появляться надземные постройки. В 1905 году освятили деревянную часовню в честь Табынской (Казанской) Божьей Матери. Крестный ход с Табынской иконой, этой великой Святыней православия на Урале, всегда заворачивал к пещерам покровских старцев. Затем построили домик настоятеля, которым стал Захарий Карцев, принявший после пострига имя Зосима. В 1914 году Указом Святейшего Синода монашеский скит в Покровке был преобразован в Свято-Николаевский мужской монастырь. Святая обитель расширялась в обеих своих частях: под землёй и на поверхности. Разветвленная сеть ходов пронизала всю гору и вышла на её противоположной стороне. Были прорыты ответвления к Святому источнику, к монастырскому кладбищу и даже к селу. Целый комплекс зданий вырос на склоне горы: каменный храм Николая Чудотворца, дом для приёма паломников, двухэтажный братский корпус, детский приют, кожевенный и кирпичный заводы, пекарня, дом милосердия для калек. Под горой, на берегу реки Самары, расцвёл чудесный фруктовый сад. После революции начались гонения на обитель, а в 1929 году её окончательно закрыли, последних монахов вывезли в Оренбург и расстреляли на берегу Урала. Безумцы-богохульники снесли до основания все надземные монастырские постройки, засыпали входы в пещеры, вырубили деревья. В конце прошлого века уже ничего не напоминало в окрестностях Покровки о некогда цветущей обители, и само существование подземного монастыря стали считать придуманной легендой. Осталось только необычное название горы Монахова или Монашка, да одичавшие яблоньки на месте фруктового сада. Второе открытие Святых пещер произошло благодаря стараниям местного священника Анатолия Чернецова. После назначения в 1992 году настоятелем храма в село Покровка отец Анатолий заинтересовался рассказами о подвижниках Святых пещер и вознамерился отыскать затерянную обитель. Многолетние поиски и раскопки не дали результатов. Очевидно в те незабвенные 90-е годы, когда мы хором охаивали свою Родину, низкопоклонничали перед "цивилизованными" странами и готовы были за снисходительные похвалы западных "демократов" окончательно разрушить Россию, не время было открыться Святым местам. Когда надежда найти монастырь стала иссякать, ковш экскаватора неожиданно, практически случайно, вскрыл вход в пещеры. Было это 8 июня 2002 года. Замысловатая судьба выпала и на долю сельской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой служит настоятелем отец Анатолий. Храм был закрыт 13 октября 1929 года и превращён в клуб. Однако вскоре произошло пугающее событие, напрочь отбившее у местной молодежи желание устраивать танцульки в здании оскверненной церкви. Взорвалась одна из голландских печей, отапливавших помещение. Была ли то божья или кулацкая рука, про то история умалчивает. Потом в бывшем храме устраивали склад, школьный спортзал. Сейчас церковь Покрова Пресвятой Богородицы опять действующая. При восстановлении её здания использовали верхнюю часть от другой церкви, оказавшейся в зоне затопления Сорочинского водохранилища на слиянии рек Самары и Большого Урана. Верующие разобрали, насколько смогли, сорочинский храм и спасенные архитектурные фрагменты перевезли в Покровку. От Магнитогорска до села Покровка добирались на автомобиле по маршруту Сибай Зилаир Саракташ Оренбург. Дальше двинулись по трассе в сторону города Самары. По пути встретился поселок Переволоцкий со скульптурным корабликом на въезде, вполне уместном во Владивостоке или Севастополе, но дико смотрящимся посреди бескрайних уральских степей. Однако в 18 веке здесь действительно пролегал водный путь. Из Волги лодки заплывали в реку Самару, а возле крепости Переволоцкой их перетаскивали по суше на десяток верст до речки Камыш-Самарка. По ней лодки доплывали до Урала. В самом селе Покровка легко найти путь до Святых пещер Свято-Николаевского мужского монастыря по многочисленным указателям. После переезда по мосту через реку Самару открывается вид на небольшую возвышенность, которую по нашим уральским меркам и горой то назвать язык не поворачивается. На её склоне сверкает золотом куполов новенькая церковь Рождества Иоанна Предтечи, возведенная в 2004 году над обретенным входом в Святые пещеры. Поблизости видно несколько достаточно крупных строящихся зданий. Дорогу перегораживают ворота с надвратным храмом преподобной Марии Египетской. Сейчас это просто неприметное приземистое сооружение, но в готовом виде его колокольня взметнётся вверх на 45 метров и будет заметна даже с трассы Самара-Оренбург. Выше по склону идёт возведение двухэтажного братского корпуса на дореволюционном фундаменте. После окончания строительства и заселения этого здания, Свято-Николаевского мужского монастыря опять станет действующим. Неподалеку от церкви Рождества Иоанна Предтечи установлено несколько крестов. Место, где стояла часовню в честь иконы Табынской Божьей Матери, обозначает скромный крест из дерева. Возле вскрытого фундамента церкви Николая Чудотворца возвышается металлический крест. Существует проект восстановления этого храма на старом фундаменте. Во временной колокольне, представляющей собой небольшую беседку с позолоченной луковкой на крыше, находится 8 колоколов разного размера. А для строящейся каменной колокольни отлит в городе Каменск-Уральском колокол весом в 3 тонны 300 килограммов. Один язык покровского царя колокола весит целый центнер. На вершине Монаховой горы выложен из камней огромный крест. Отсюда открывается отличный вид на Покровку, долину Самары, надземные сооружения монастыря. На востоке заметен прямоугольник крестов, обозначающий границы старого монастырского кладбища. У подножья горы бьет источник Святого Николая с кристально чистой, необыкновенно вкусной водой. Около него сложена из брёвен часовня-купальня. Ближе к речке Самаре распахан участок земли, на котором планируется посадить сад, как в старой обители. В церкви Рождества Иоанна Предтечи лестница ведёт в обширный подвал, в котором начинается ход в Святые пещеры. Тоннель высотой под 2 метра и шириной не более метра прорыт в красном песчанике. С помощью кирки и лопаты монахи вырубали породу, сгружали её в 40-50 килограммовые мешки и вытаскивали на своих натруженных спинах на поверхность. Начало тоннеля облицовано старым кирпичом с клеймом "НМ" - Николаевский монастырь. Несмотря на солидный возраст подземелий, не видно следов обвалов, просадок грунта, трещин в закругленном своде. На каждом повороте зигзагообразного главного хода вырублены ниши для икон. Целиком подземелья никогда не освещались, и монахи ориентировались при передвижении на свет подвешенных у икон лампадок. К главному ходу примыкают кельи игумена Зосимы и схимомонаха Нила, кольцевой ход и храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Общая длина всех открытых коридоров составляет 170 метров, но это лишь малая часть громадной подземной системы Николаевского монастыря. Протяженность неизвестных пока ходов может быть во много раз больше. Все паломники с трепетным почтением заглядывают в келью игумена Зосимы. Она так мала и низка, что невозможно встать в полный рост. На полу лежит плоский камень, на который подвижник опирался коленами при многочасовых молитвах. Сам игумен Зосима умер в 1923 году и вполне возможно, его мощи покоятся где-то в ненайденной части Святых пещер. На глубине 20 метров, в чреве Монаховой горы, расположен храм с иконостасом из чугунного литья, ориентированным строго на восток. Каждый воскресный вечер с 17 до 19 часов в подземной церкви происходит молебен и краткая панихида по насельникам монастыря. Удивительно, что в Святых пещерах необыкновенно легко дышится. Нет и намёка на затхлость и сырость. Ярко, чуть звеня, без малейшей копоти горят свечи. Объясняется это газопроницаемостью песчаника, пропускающего через свою толщу кислород в подземелья. А ещё в пещерах стоит полная тишина. Ни шелест ветра, ни птичий крик, ни стук дождя, ни даже удар молнии не долетают до сюда. Начинаешь понимать, что только в таком месте, полностью удаленном от всего суетного мирского, можно полностью сосредоточиться на молитве и мыслях о главном. Так, как делали это благочестивые монахи подземного монастыря, память о которых не смогли стереть ни воинствующие безбожники, ни даже само время. После посещения Покровки мы вернулись в Оренбург и заночевали в одноименной гостинице. На следующий день двинулись в обратный путь, который лежал через поселок Саракташ, привольно раскинувшийся среди бескрайних оренбургских степей. Первое впечатление от этого поселка не внушает оптимизма - обычный сельский райцентр, серый и одноэтажный, с обязательным для этих хлеборобных мест элеватором. Но стоит проехать в глубь Саракташа, держа направление на ярко сияющие золотом церковные купола, и попадаешь на небольшой участок земли, как будто перенесенный в простую русскую деревню из сказки. Несколько непохожих друг на друга церквей расположились как на выставке православного зодчества. В облике самого большого храма нам показалось что-то знакомое. Да, именно его мы видели на старой, ещё дореволюционной фотографии с надписью "Казанский кафедральный собор города Оренбурга". А врезался он в нашу память потому, что был одним из самых величественных и красивых храмов России. Высотой Казанский кафедральный собор был с современный двадцатиэтажный дом, а звон главного колокола, весившего одиннадцать с половиной тонн, разносился на добрую сотню километров. Однако, собор в Оренбурге, подобно московскому храму Христа Спасителя, был взорван ещё в 1932 году. Каким же чудом он восстал из пепла в этой хоть и большой, но всё-таки небогатой и мало известной деревне? Ведь столичный храм восстанавливали всей нашей огромной страной (да не обидится на нас Ю.М. Лужков), и недостатка в спонсорах с громкими именами не было. Совсем другое дело, возведение собора в российской глубинке. История православия в отдельно взятом поселке Саракташ достойна отдельного повествования. Несмотря на свою непродолжительность, состояла она из неожиданных взлётов и тяжких падений. Своим рождением Саракташ обязан железной дороге. Перед первой мировой войной начали тянуть рельсы в сторону Орска и в 1913 году основали станцию на 104 километре от Оренбурга. До революции успели построить только вокзал, водонапорную башню и пару десятков убогих лачуг. До церкви руки тогда не дошли, а в первые десятилетия советской власти про открытие нового прихода нечего было и мечтать. Только в 1943 году, когда во время войны были сделаны некоторые послабления в религиозных вопросах, была образована православная община в Саракташе. Верующие очень хотели иметь свой храм. Дважды всем миром начинали его строительство и оба раза местные власти вероломно отбирали церковные здания. Первый храм, заложенный в 1947 году, вскоре был реквизирован под школу. Вторая попытка церковного строительства была более успешной. В 1958-61 годах в Саракташе действовал храм Симеона Верхотурского. Однако и он был закрыт и переоборудован под ясли. В конце восьмидесятых годов прошлого века в Саракташе имелась только молельная комната, которую посещали только несколько десятков старушек, сохранивших, несмотря ни на что, веру в бога. Вот к этим то старушкам прибыл в 1990 году новый священник, отец Николай Стремский, с женой Галиной. Какое наследство его ждало на новом месте? Про это метко сказал митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий: сельскому священнику достается воронка от бомбы. Действительно, в лучшем случае молодого батюшку мог встретить обезображенный храм с сорванными куполами, десятилетиями не знавший ремонта. Хотя могло не быть и этого. И всё надо создавать заново Сейчас, глядя на церкви и многочисленные постройки Свято-Троицкой Православной благотворительной Обители Милосердия, даже не верится, что всё это создано благодаря энергии одного человека, буквально на пустом месте, за полтора десятка лет. Отец Николай выпросил у местных властей здание разрушенной церкви Симеона Верхотурского и восстановил его, одновременно выкупая примыкавшие к храму участки земли. А территория действительно была очень нужна. Для воскресной школы, в которой новый настоятель приобщал сельских детишек к православным ценностям. Для дома милосердия, чтобы можно было устроить престарелых женщин, оставшихся без присмотра родственников. Для многочисленной семьи Николая и Галины, которые в 1992 году взяли на воспитание 15 детей-сирот в возрасте от 1,5 до 7 лет. А на данный момент супруги Стремские усыновили и приняли под опеку более 60 ребятишек, став самой большой семьей России. Для православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского, созданной отцом Николаем для своих многочисленных детей, хотя учатся в ней все желающие сельские ребята. Помимо обычной школьной программы гимназисты изучают многие церковные дисциплины: Жития Святых, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, историю Русской Церкви, церковное пение, дирижирование, церковнославянский язык и т.д. Кроме того, именно в Саракташе создано Оренбургское Епархиальное Духовное училище единственное в области среднее специальное учебное заведение такого типа, готовящее священнослужителей, регентов (руководителей церковного хора) и иконописцев. Ректором этого училища, конечно же, стал неутомимый отец Николай. Небольшой переулок разделяет обитель на две половины. В западной части находится семейный детский дом с церковью Святого Николая, построенной в 1998 году. К церкви, возведенной в византийском стиле со стилизацией под московскую "узорчатую" архитектуру, с обеих сторон примыкают жилые корпуса: один для девочек, другой для мальчиков. За воротами восточной части обители открывается выложенная разноцветной плиткой площадь, окруженная молодыми ёлочками. С одной стороны площадь замыкает нарядный фасад православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского с храмом - крестильней Святого Богоявления. В здании гимназии пока расположены также Воскресная школа и Епархиальное Духовное училище. Около храма Святого Богоявления находится Памятный Крест, установленный в честь священников, монахов и мирян, пострадавших за православную веру в Оренбургской области в годы советской власти. С другой стороны площади высятся бревенчатые терема водосвятной часовни и административного здания Обители Милосердия со львами на крыльце. Прямо от площади дорожки с фонариками ведут к самому большому храму обители в классическом византийском стиле Свято-Троицкому собору, уменьшенной в 1,5 раза копии разрушенного Казанского кафедрального собора. Раньше на этом месте стоял многострадальный храм Симеона Верхотурского, разобранный из-за ветхости в 2001 году. Свято-Троицкий собор двухэтажный. В верхней части продолжаются отделочные работы, а нижний храм освящён весной 2006 года. Иконостас его центрального престола в честь святого праведного Симеона Верхотурского целиком взят из старого Симеоновского храма. Фигурная колокольня построена на полдесятилетия раньше самого Троицкого собора. Сейчас на ней 9 колоколов, самый большой из которых весит 2,7 тонны. Над главным входом в собор привлекает внимание красивая мозаичная икона Святой Троицы. В нишах около входа установлены бюсты священномученика Макария Оренбургского и основателя Оренбурга генерала И.И. Неплюева. Если знаменитый генерал в представлении не нуждается, то Макарий Оренбургский (протоиерей М. Квиткин) канонизирован совсем недавно, в 2000 году, став первым святым Оренбургской епархии. До революции Макарий Квиткин был простым деревенским священником, а при советской власти, как и многие его товарищи, подвергся многочисленным издевательствам и гонениям. На неоднократные предложения большевиков публично отречься от Бога, признав в областной газете, что он "одурманивал" людей "религиозным мракобесием", отец Макарий ответил решительным отказом и по постановлению особой тройки был казнён 5 апреля 1931 года как "враг народа". Есть легенда, что отца Макария вместе с тремя десятками других православных христиан, стойких в своей вере, загнали в подвальную комнату здания ОГПУ и удушили ядовитым газом. За собором находится здание дома милосердия, своим образцовым состоянием, готическим шпилем и красной черепицей навевающей чувство, что находишься где-то в Германии. Ещё одно церковное здание обители - небольшая кирпичная часовня в честь священномученика Макария Оренбургского, встроена в дальний угол ограды. После неспешной прогулки по территории православного благотворительного комплекса постепенно осознаешь, что чудесна обитель не своим архитектурным многообразием, и не блеском золотых куполов, а тем настоящим, святым милосердием к самым слабым и беззащитным представителям нашего общества: детям и старикам. А рядышком, на соседней улочке, наглядно показывая веротерпимость и взаимное уважение саракташцев, стоит новенькая мечеть. |