ИСТОРИИ ТУРИСТОВ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ |
... |
Из Петербурга по Золотому Кольцу Автор: Владимир Цифры и факты Время сентябрь 2003. Продолжительность поездки 10 дней. Машина Toyota Corolla Длина маршрута 2200 км, Петербург Новгород Великий Валдай - Вышний Волочек Торжок Грузины Никольское Митино Василево Раек - Тверь Переславль-Залесский Ростов Великий Ярославль Данилов - Вологда Феропонтово Кириллов Устюжина Петербург. Израсходовано бензина 125 литров Подготовка Особой подготовки, в общем, и не было. С собой был взят инструмент для машины (не понадобился), канистра для бензина (понадобилась, но можно было обойтись и без нее), 5 литров хорошего омывателя для стекол, минимальный запас еды в дорогу. Кстати, купленная в магазине специально для поездки канистра классическая, темно-зеленая, выпускаемая нашей промышленностью уже почти 50 лет по немецким штампам, с короной на боку, оказалась очень грязной внутри. Пришлось потратить время на то, чтобы основательно ее промыть перед использованием. Главное была куплена симка МТС Джинс, поскольку во всех регионах, где пролегало наше путешествие, Мегафон не присутствует. Исключение составляет только Вологодская область и ближайшие к Петербургу места. А звонки в Мегафоне по роумингу с МТС стоят совершенно нереальные деньги, более доллара за минуту. Я умудрился за один день, когда надо было по работе поговорить, потратить 45 долларов. Баланс упал до -12 баксов, мне успешно отключили исходящую связь. Входящая связь отключается при -50 баксах, но ждать я этого не стал, доплатил. Если пользоваться симкой МТС, то получается выгоднее, так что она себя полностью окупила. Можно также пользоваться Билайном он присутствует практически также, как и МТС в местах, где пролегало наше путешествие. Его нет только в Вологодской области и в Ленобласти, кончено. С собой было взято 2 фотопленки. Оказалось мало, пришлось еще 3 кассеты купить в дороге. Под этими словами скрывается смысл: достопримечательностей было много. Почему не цифровой аппарат? Не хотелось иметь проблем с хранением фоток, батареями. Проще и доступнее снять все на старую, добрую пленку и оцифровать ее в лаборатории. Также был взят инструмент для борьбы с гостиницами переходник типа "патрон лампочки розетка" и переходник для евророзеток. К этому прилагался обогреватель типа "теплодуй", который практически не понадобился. Новгород Дорога до Новгорода практически все время по трассе Е105. Ехать 180 км. По пути удивило лишь то, что около отворотки на Колпино была здоровенная пробка. Пришлось объезжать по обочине. Дорога в целом хорошая, даже обгон фур не представляет особого труда. Как и положено, ближе к Новгороду, появляются подсолнухи вдоль дороги и вОроны. Уже в Новгороде на площади, где стоит памятник реактивному самолету, был затор, связанный с тем, что Лексус приложился к милицейскому Мерседесу. Владельца Лексуса было жалко. В Новгороде остановились в гостинице Акрон, что за домом правительства. Охранник попросил 50 рублей без чека за парковку с видеонаблюдением. Проверил вроде действительно наблюдал. После прогулки по Кремлю и окрестностям наступил сон. С утра поехали смотреть недавно отреставрированную, а по сути построенную заново церковь на Волотовом поле. Находиться она на выезде из Новгорода на Москву. После моста, там где справа памятники войны и дорога на Нередицу, а налево как раз она. Стоит церковь в замечательном месте, выглядит очень живописно. По периметру храма снаружи идет линия, отмечающая остаток стен, которые были надстроены полностью во время ремонтных работ. Далее снова на трассу Е105. По дороге встречаются точки торговли посудой, что связано с близостью завода в поселке Пролетарий. Удивительное место на трассе Крестцы. Только там, и нигде более, вся дорога уставлена самоварами. Совершенно безумное количество самоваров, все ароматно дымят. Наверное, около сотни, стоят каждые 20-30 метров по обе стороны дороги. Мы остановились. Ассортимент у бабули обычный "чай, кофе, потанцуем (пирожки)". Бабуля рассказала, что фабрику закрыли, вот все бросились чаем торговать. Удивилась, что нигде больше по трассе нет такого. Криатив у местных жителей, к сожалению. Не развит. Основная масса мимикрирует, поэтому ассортимент у всех до обидного одинаков. Даже текст рекламных слоганов "Чай, Кофе, Пирожки". Валдай Доехали до поворота на Валдай. В самом городе можно посетить музей колоколов (есть указатели). В музее, довольно маленьком, можно подергать за веревочки позвонить в колокола. Если дернуть сильно, то звон в ушах остается еще надолго. Но более 10 минут в музее делать нечего. На центральной площади есть музей уездного города. Так и называется "Музей уездного города". Для тех, кто интересуется наверное, увлекательно. В магазине сувениров напротив был куплен колокольчик. Среди расписных узорчатых сувениров ярко выделялся прибор ночного видения, выпускаемый местным заводом. Для того, чтобы попасть в монастырь, расположенный по другую сторону Валдайского озера, необходимо выехать снова на трассу, и, проехав немного в сторону Москвы, снова повернуть налево. Дорога до монастыря появилась недавно. Ближе к монастырю грунтовка и понтонный мост. Ехать приходиться осторожно (завидовал обладателям джипов). Всего около 5 км. Монастырь поражает душевностью места. Прямо между монастырем и озером зеленая парковка. Можно провести часы, созерцая мир вокруг. Вышний Волочек Снова на трассу пункт назначения Вышний Волочек. Сам город не произвел особого впечатления. На центральную площадь (если я не ошибся, что она центральная) не заехать. С другой стороны площади здание театра, украшенное смелыми композициями из металлоконструкций на уровне второго этажа. Мы стали выяснять у местных, как добраться до монастыря, о котором мы прочли в Интернете. Не с первой попытки, была найдена дама с ребенком, которая знала о его существовании. Она сказала, что до него "далеко, 15 минут пешком" и махнула рукой в неопределенном направлении. Мы решили в это направление поехать на машине и после ряда плутаний выяснили, что надо поворачивать с дороги, которая как раз и является трассой Е105 (она проходит сквозь город). Поворачивать надо уже ближе к выезду из города. Если активно вращать головой пассажира, то слева он будет виден после прямого поворота дороги (движение в сторону Москвы). По отворотке можно добраться прямо до него. Монастырь действующий, женский. На территории монастрыря необыкновенный собор. Ощущение мавританской архитектуры, совершенно неожиданной для этих мест. Тонкие колонны в сочетании с массивными стенами. Естественно, захотелось осмотреть собор вблизи. Вышедшие из ворот люди, сказали, что на территорию никого не пускают. Но мы сделали попытку. Позвонили в звонок. Через некоторое время монахиня нам открыла. Договорились, что она нас пустит, но как она сама строго сказала только в часовню рядом собором. По территории велела не ходить, ждать ее 10 минут в часовне. Потом она за нами придет и выведет обратно. По дороге до часовни мы еще раз осмотрели собор. В часовне мы провели не 10, а 30 минут. Монахиня все не идет за нами. Ладно, думаем. Быстро сами выйдем. Идем к воротам, а они заперты на висящий замок. То есть, покинуть территорию монастыря нельзя. Стали там ждать. Вскоре прибежала наша добродетельница с ключами, выпустила, извинилась за задержку. Покрутив еще по городу, направились в Торжок. Торжок Отворотка от шоссе на Торжок появляется сразу после указателя "Торжок" выполненного в форме сложной конструкции. На скорости больше 100 она просто пролетается и приходиться возвращаться. Выезд в город несколько километров. На центральной площади, куда прямо и ведет въездная дорога, можно за церковью съехать вниз по изгибающейся улице и попасть на парадную набережную города, состоящую из десятка отремонтированных зданий, гостиницы и ресторана. В гостинице мест свободных не оказалась, так как она всего на 16 номеров. Пришлось ехать в другую гостиницу, которая располагается назад по той же дороге, которая вела к центру. На дороге стоят с обоих сторон щиты с надписью "Гостиница". Сама она стоит среди каких-то складов и автобаз, метров 700 от упомянутой центральной улицы. Зато за 60 рублей предоставляют гараж машине. За 20 рублей стоянка во дворе. Устроившись, отправились обратно в центр искать пропитание. Зашли в ресторан на набережной. Нас предупредили, что готовить будут долго, да и закрывается ресторан в 9 вечера. Вообще город, несмотря на обилие памятников архитектуры, кажется каким-то запущенным. В Торжке оказалось непросто купить карту города. Ее нам в результате продала с рук сотрудница местного музея. Сам музей производит унылое впечатление. Большое количество построек архитектора Львова и наличие древних церквей вполне достойный предмет гордости города. Но все находиться в пугающе запущенном состоянии. Осмотрели центр города, решили поехать в Грузины. Там Львов совместно со Стасовым строили усадьбу. 12 км от города, но смотреть не на что. Заурядный дом начала позапрошлого века. Следующим объектом было выбрано Никольское бывшее имение Львова. Ехать туда непросто указателей фактически нет. Главное, после выезда на дорогу, ведущую в Большое Вишенье, не пропустить поворот налево под знаком "Колхоз имени 1 мая". Дорога дальше идет грунтовая, с крупными камнями, но проехать на легковой машине несложно. В самом Никольском есть фамильная усыпальница Львовых, его дом и погреб-пирамида, в котором велись ремонтно-реставрационные работы. Узнав, откуда мы приехали, алколойдный рабочий стал спрашивать, мол, какие мы знаем постройки Львова в Петербурге. В голову пришла только церковь Кулича и Пасхи, Приоратский дворец в Гатчине. Мужик сделал недовольный вид, гордо сказал, что мы ничего не знаем, но почему-то сам отказался называть еще какие-то постройки его любимого архитектора. Из Никольского, через Торжок и трассу Е105, можно попасть в Митино (надо проехать чуть назад, к Петербургу). В Митино - бывшая усадьба Львовых на территории санатория. Усадьбу реставрировали, но ощущения памятника архитектуры она не передала. Рядом с Митино - Василево. Музей деревянного зодчества. На территорию заповедника можно даже въезжать на машине (совершенно непонятно зачем). Стоит около 25 построек. Есть интересные, но многие в плохом состоянии. Одна церковь просто упала. Думаю, что недавно иначе бы вылись какие-то ремонтные работы. Вернувшись снова на трассу, едем в сторону Твери. Дорога становиться лучше и лучше. Скорости растут, цена на бензин падает до 10-30 (95-й). Правда, на заправке (забыл название), в 20-и литровую канистру вошел 21 литр (а в Питере на Несте входило только 20). Наверное, канистра распухла. Разбираться было лень. Примерно через 20 км после выезда из Торжка - поворот на усадьбу Раек. 3 км направо. Раек - несомненно, одно из лучших творений архитектора Львова. Усадьба имеет примыкающую коллонаду замкнутой формы в виде овала, огораживающую огромный внутренний двор. По верху коллонады идет балюстрада. В противоположных точках малого диаметра овала, образованного комплексом, стоят два флигеля. Необычное архитектурное решение смотрится потрясающе. Какая-то московская фирма недавно взяла усадьбу в аренду. Еще немного - и мы в Твери. В первом же киоске нам сказали, что карта города - большая редкость, найти ее непросто. Однако, во втором киоске была добыта карта со списком гостиниц. Остановиться в центре города не составило проблем. К вечеру даже дали горячую воду, которой почему-то не было до этого. Тверь У Твери есть объездная дорога. На развилке трассы Е105 на объездную дорогу и дорогу в Тверь стоит пост ДПС, но нет указателя, какая трасса куда. Налево - Тверь. Тверь - город большой. Но неинтересный. Зато красивая набережная на берегу Волги. И цивилизация, что особенно чувствуется после Торжка. В местном музее сидели три женщины. Одна нам открыла дверь, шириной 50 см, в которую пришлось протискиваться. Вторая продала нам два билета. Третья оторвала контроль. Все сидят в маленькой комнате 10 км. м., все при деле. На экспозиции можно посмотреть ценности местного масштаба. Например, страховое свидетельство дореволюционного времени заключенное на срок аж до 1926 года. Тоже жертвы дефолта. Этажом ниже - выставка самоваров. Вообще - выставка самоваров универсальный на Руси способ заполнить свободное пространство музея. Самоваров много. Они занимают достаточно места, они красивы и с солидным носиком. Иностранцам нравиться, наши - терпят. На вопрос что еще есть посмотреть в городе Твери, женщины, нахмурив мозги, с усилием вспомнили памятник Крылову и церковь "Белая троица". Памятник Крылову не представляет собой ничего особенного. Дедушка Крылов, звери по краям площадки (памятник является мини- комплексом, стоящем на площадке, а не одним объектом, как в Летнем саду). Переславль-Залесский Долгий выезд из Твери - и мы снова на трассе. Решено было ехать в Переславль через Конаково, Дубну, Талдом и Нагорье. После поворота на Конаково буквально в поле стоит приличный внешне супермаркет. Внутрь не заходили, но контингент покупателей остается загадкой. Дороги все на удивление приличные, ехать можно быстро. Исключение составляет лишь кусок дороги на Нагорье через некоторое время после указателя на Углич. Там что-то неуютное, но, как мне показалось, идет ремонт. Поскольку приходится проехать несколько крупных населенных пунктов, надо спрашивать у местных куда ехать. Особенно в Конаково. Перед Дубной - паромная переправа. 20 руб. за машину с водителем и еще 3 руб. за пассажира. После переправы - сразу направо на дорогу. По этой дороге, ближе к Переславлю стоит музей с ботиком Петра 1. На глаза бросается, правда, не музей, а кораблик, выполняющий функцию ресторана и кемпинг рядом. После въезда в город по этой дороге налево - центр города. Остановились в самой дорогой за все путешествие гостинице (1200 руб. за двухместный номер) - на главной улице, проехав центр. При этом сам номер совершенно не оправдал ожидания - все обычно - телевизор, санузел, раритетный холодильник. Пикантность номеру придавал полукруглый изгиб стены, выступающий метра на полтора. Его функциональное предназначение понять не удалось. Переславль - замечательный город. Начали его изучение с похода к Никитскому монастырю. Дорога идет вдоль живописных мест, по левую руку находиться озеро Плещеево. Кстати, там и только там водиться рыба ряпушка, оставшаяся с доисторических времен, когда еще тут были соленые морские воды. Рыба приспособилась жить в пресной воде. За что и считается деликатесом. Регулярно подавалась ранее к царскому столу. Кремль небольшой, стены кремлевской нет. Зато собор Спаса Преображения впечатляет даже несмотря на то, что он оказался в строительных лесах. В Переславле также существует дендрологический сад - заповедник, где на колоссальной территории растут редкие и не очень редкие растения. Сад, наверняка, интересен, но в нем полностью отсутствует подписи под елками. Потому человек непосвященный может так и не догадаться, что сфотографировался на фоне секвойи или сакуры. Напротив, через дорогу - Горицкий монастырь, где расположен музейный комплекс. С колокольни открываются виды на озеро и город. Вернулись чуть назад - посмотреть на ботик Петра I. Ботик удалось посмотреть в пол-глаза, так как в музее был выходной и пришлось уговаривать работницу музея. Также удалось посмотреть расписное слюдяное оконце - древнерусский витраж. Недалеко располагался музей утюга. Ярко оформленный домик был закрыт. В самом Переславле есть еще один музей утюга (как они его называют "главный"). Но в него также не ужалось попасть, так как там красили полы. Облом с музеями был компенсирован поеданием упомянутой доисторической ряпушки в кафе "Ботик". После чего было решено отправиться в музей паровозов,. который существует на этой дороге в стороне, откуда мы приехали в город. Музей найти непросто. 20 км. от кафе, после чего на дереве можно рассмотреть указатель, который лучше назвать этикеткой. От указателя - по лесной дороге 3 км. Ехать на легковушке надо осторожно, чтобы не застрять. Сам музей - просто набор железнодорожного транспорта под открытым небом. Зато все - узкоколейное. Любителям паровозов и дрезин можно порекомендовать, а так - ничего особенного. Обратно через Переславль мы направились в Ростов по трассе М8. Ростов По дороге на Ростов проехали ряд селений, где местные жители продают лук, связанный красивыми "косичками". Иногда, разноцветные луковицы выглядят очень художественно. В одном месте, среди лука, висела лиса. Странно, что лук нигде больше за все наше путешествие так не продавали. Наверное, растет только там. Ростов встречает дорогой с видом на Спасо-Яковлевский монастырь. На фоне собирающихся туч он был подчеркнут падающими лучами заходящего солнца. Остановились в гостинице "дом на погребах", что расположена прямо на территории Кремля. Сама возможность жить на территории такого комплекса стоила того, чтобы ехать. В 5 вечера кремль закрывается, а проживающие продолжают иметь доступ на территорию. Несмотря на маленькую площадь кремля. Там можно провести уйму времени, любуясь и созерцая. На торговой площади Ростова, что перед кремлем жизнь резко заканчивается в 6 часов. Все закрывается, город вымирает. Мы зашли в приличное кафе, чудом работающее до 23, и после того, как выяснили, что кончились блины, селедка и еще что-то, нашли пункты в меню, которые можно было заказать. Мелкое озеро Неро, на берегу которого находиться Ростов, Петр I назвал "ростовской лужицей". Глубина - не более 4 метров, хотя озеро крупное. Особо интересных экспозиций в музеях Ростова не было, Но город душевный, можно провести много времени, любуюсь памятниками архитектуры. Днем поехали в Ярославль. Ярославль Трасса ближе к Ярославлю становить практически автобаном. Разогнаться можно на полную. По две широченные полосы в каждом направлении, широкая разделительная полоса, очень мало машин. Долетели мгновенно. Выезд в город длинный. Гостиница в центре была найдена по путеводителю. Звоню, спрашиваю - "Это гостиница?". Отвечают - "Нет, это дом российско-германской дружбы". Но не все так просто. У них есть аж целых три номера для проживания. Со всеми удобствами, почти евроремонтом, телевизор с видиком. При этом они располагаются деревянном доме. Снаружи - домик как домик. Да еще и деревянный в окружении каменных зданий. Описывать достопримечательности Ярославля в этих путевых заметках нет никакого смысла. Их много, все достойные. Побывали в кремле, в церкви Ильи Пророка, сходили посмотреть на изразцовое окно на храме в Коровниках. В Ярославле много видовых мест. Прогулки по городу доставляют большое удовольствие. Единственная проблема, с которой мы столкнулись - это позавтракать в городе до 11 утра. С трудом нашли заведение, открытое с 9 утра. Устав от культуры, вечером ходили в кино. Вологда Дорога на Вологду - все та же М8 лежит через город Данилов, где можно осмотреть величественный храм, находящийся на краю города. Выезжать в город следует не на первой же отворотке, как сделал я, на на второй. От нее уже да храма - рукой подать. В церкви велись ремонтно-реставрационные работы. С въездом в Вологодскую область появляются более-менее оборудованные места отдыха для автомобилистов. Правда, самый приличный паркинг - как раз на въезде в область. По дороге много рекламы родины Деда Мороза - Великого Устюга. Перетяжки, реклама на остановках автобусов. Но мы не поехали. Не было времени уже, а расстояние до Устюга приличное. Пропали вОроны - стало холодно. В Вологде есть ряд мест, которые стоит посетить. Прежде всего - Вологодский Кремль. С высокой колокольни можно осмотреть город. Экспозиции музеев после всего осмотренного уже не вызвали особого восхищения. Хотя, что интересно, в краеведческом музее выставлены чучела пингвинов и других зверей, не свойственных, по моему мнению, этому краю. Там же, но чуть подальше, представлены ссылочные документы Сталина. Хотя, конечно, есть что посмотреть. Обошли достопримечательности, отмеченные на карте. Остановились в гостинице Спасская. Весьма приличный номер. На гостиничном справочнике некая Люба из Переславля - Залесского признавалась в любви этой гостинице, говоря, что она лучшая. Впрочем, что точно было лучшим в гостинице - так это завтрак типа шведский стол. Уровень вполне приличных курортных отелей в Европе (под сотню наименований того, что можно есть). Вообще в Вологде и вологодской области как-то очень хорошо и вкусно кормят. Может, просто повезло. Из Вологды было решено ехать в Феропонтово. Выехали на трассу Р5 и доехали до него. Монастырь стоит картинно. Фрески Дионисия в хорошем состоянии. В храме сделали специально обогреваемый пол, чтобы обеспечить сохранность фресок. Вообще впечатления о состоянии дел в музее осталось очень хорошее. Все сделано с любовью и качественно. Немного вернувшись назад, поехали в Кирилов смотреть Монастырь. Он огромен! На берегу озера раскинулся комплекс, состоящий по сути из двух монастырей. Обилие различных построек. Погуляли, замерзли отправились на трассу А114 по дороге через Надпорожье. По путь попалась паромная переправа. Цена за машину была 60 руб. Как сказала контроллер, переправа частная, потому стоит дорого. Но совсем рядом уже видеться строительство моста. Далее - Дорога до трассы А114 плохая. Бетонка, со стыками типа "лежачий полицейский". Если ехать больше 120 можно убить подвеску. В общем, было неуютно ехать. Обстоятельства сложились так, что мне пришлось ускориться и за следующие 500 км пути (пока было светло) меня никто не обогнал. Мимо Череповца проехали, так как смотреть там нечего. Суровые промышленные постройки создавали индустриальный пейзаж. Следующим населенным пунктом было Устюжина. Древний город, чуть в стороне от трассы. Много церквей и один музей. Музей уже закрывался. Сотрудница весело сказал, что сигнализацию она уже включила (это за 20 минут до официального времени закрытия). Когда мы спросили о том, что еще посмотреть в городе, она почему-то вспомнила только церковь на кладбище. Ее, конечно, стоило посмотреть, но это далеко не единственный памятник. Нашли в городе, как нам показалось, церковь, присутствующую а картине "грачи прилетели". Надо проверить. Проверили не она. Но похоже, правда. Выехали на трассу. Закупили клюкву и поехали домой. Тихвин объехали по окружной дороге. Не заезжая в город. Было уже поздно. На 125 км от Петербурга, на Мурманке, купили рыбу, где она продается в большом изобилии. По приезду в город рыбу съели. Заключение Это путешествие, хоть и было перенасыщено событиями, как некоторые другие, оставило самые приятные впечатления. Как показала практика, у всех гостиниц есть охраняемые стоянки, заправки попадаются регулярно, достопримечательности доступны. В каждом пункте путешествия можно провести значительно больше времени, чтобы проникнуться местом и ощутить его. |