ИСТОРИИ ТУРИСТОВ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ |
... |
На роликах по Голландии Автор: mio Маршрут 11 мая: Spaarn-Woude - Zaanse Schans - Bergen - Petten 12 мая: Petten - Alkmaar - Hoorn - Edam 13 мая: Edam - Volendam - Marken - Amsterdam 14 мая: Amsterdam - Uitgeest - Kaag-Eiland 15 мая: Kaag-Eiland - Volegenzang - Zandvort - Haarlem - Spaarn-Woude Как нас туда занесло? Змий-искуситель на сей раз принял облик Олега В. Он постучался в аську и спросил:"Как насчет легкой пробежки по Голландии среди цветущих тюльпанов?" Убедившись, что я крепко заглотила наживку, он кинул линку на сайт www.skatefresh.nl. Я прочитала и поняла, что это необходимо сделать, несмотря на все препятствия и неблагопрятные обстоятельства. Далее все развивалось по уже отработанной в прошлом году схеме - посиделки в Анталии, добыча снаряжения, документы, визы. Из обязательного, помимо, естественно, роликов, потребовался шлем (без него к участию в забеге вообще не допускают) и полный походный комплект - палатка, спальный мешок, коврик, поскольку ночевки устроены в кемпингах. Тяжелые вещи перевозятся на грузовике, и еще есть сопровождающий микроавтобус для экстренных случаев. маршрут подготовка Погода Вспоминаю прошлогоднюю поездку на Лазурный берег... похоже, холодный май становится (не)хорошей традицией. Амстердам сразу же встретил нас ледяным шквальным ветром. Первую ночь поливал дождь, потом стало сухо, но теплее не стало. Наверное для того, чтобы бежали резвее. Кемпинги Голландский кемпинг - это идеально ровная травянистая площадка для палаток, несколько деревянных домиков для любителей особого комфорта, и удобства - туалет, умывальники, душ. Душ платный - опускаешь жетон в щелку счетчика, и тебя целых пять минут поливают тонкой струйкой горячей воды. Температура не регулируется. Костер разжечь невозможно: во-первых, не из чего, во-вторых вообще не полагается. Организаторы возили с собой чугунную горелку, в которой вечером зажигали пару брикетов для камина. Вокруг этого "костра" моментально образовывалась толпа страждущих от холода роллеров, но для всех желающих согреться места определенно не хватало. На фоне довольно прохладной погоды это было, пожалуй, единственным серьезным неудобством. голландский кемпинг как бы костёр Впрочем, всегда можно было найти небольшой бар по соседству с кемпингом и там приятно провести время в тепле и уюте, за рюмкой чего-нибудь согревающего. Экзотика Что приходит на ум при упоминании о Голландии? Тюльпаны, дамбы, ветряные мельницы, каналы. Что оказалось на самом деле? Тюльпаны уже почти отцвели. Но все равно время от времени попадались поля алых, розовых, желтых и даже черных тюльпанов, а еще голубые и розовые поля гиацинтов, источающие нежнейший аромат. В любой сувенирной лавке продаются красиво упакованные луковицы, из которых на синявинских болотах можно вырастить нечто столь же прекрасное. В местечке Vogelenzang есть музей тюльпанов. Атласно-гладкие и мохнатые, мелкие и огромные, размером с кулак, царственно-прекрасные и веселые, они неизменно радуют душу. Самое странное - это ощущение того, что ты находишься на дне большой тарелки. Здесь не земля, здесь польдеры - совершенно плоские равнины, созданные из осушенных болот и озер, окруженные дамбами и пронизанные каналами. Бежишь по дороге вдоль канала - и вдруг осознаешь, что проплывающая мимо баржа находится примерно на уровне твоего плеча. Где каналы, там и мосты. Их много и почти все они разводные. Но вот только процесс разводки мостов совершенно лишен того налета романтики, который столь характерен для Петербурга. Здесь это скорее похоже на кнопочный светофор: нажимаешь на кнопочку - мост поднимается. тюльпаны каналы мостики Машины стоят и ждут, пока внизу проходит плавсредство. Закончен проход, мост опустился, машины покатились дальше, до следующей "остановки по требованию". А уж если и моста нет, то остается паром, настоящий паром с канатом и ручкой. паром При виде корабликов, плывущих или стоящих вдоль стенок, возникает ощущение машины времени. Здесь в полном рабочем порядке живут и трудятся настоящие шкоуты, гукеры и буеры, конструкция которых совершенно не изменилась с 18 века. Небольшая осадка позволяет пробираться по мелководным каналам, а выдвижные шверцы по бортам - выходить в открытое море. Вдоль всего побережья тянется высокая естественная дюна. С одной стороны шумит море, а с другой - сочная, яркая, умытая дождями зелень, редкие полосы красных или желтых цветочных полей, живые изгороди, симпатичные домики, в которых никогда не бывают задернуты шторы. Этот сонный пейзаж оживляют ветряные мельницы. Они старые, но пребывают в полном порядке и выполняют важную работу: распиливают доски или откачивают воду из польдеров. мельницы Очень много кругом всякой живности. Напитанные водою травы старательно поедают трогательные овечки и козочки, солидные пятнистые коровы и разнообразные лошади: тонконогие стройные скакуны, мощные тяжеловозы и мохнатые пони. А еще Голландия - лебединая страна. Лебеди прекрасно себя чувствуют в каналах и прудах рядом с человеческим жильем. В великом множестве попадаются и менее экзотические птицы: гуси, утки, сороки. Сороки почему-то всегда летают по-одиночке, заставляя каждый раз вспоминать "One for a sorrow-" В какой-то момент приходит понимание того, что вся плоть этой земли рукотворная, что эту почву создавали в течение столетий, и сейчас продолжают постоянно поддерживать, осушать, откачивать воду. И остановиться нельзя, потому что море не спит, оно все время бьется в стены дюн и дамб, оно только и ждет случая прорваться, и тогда тонкие жилки каналов выйдут из берегов, и все поплывет по волнам... и все-таки, глядя на эту благополучную, благоустроенную, чистую землю, трудно представить себе, что когда-то с вмерзших в лед кораблей снимали пушки, что сами открывали дамбы и затапливали свои города, и корабли плыли среди домов и башен, что здесь кипели такие страсти и пепел Клааса стучал в чье-то сердце. вдоль дамбы Общество ... подобралось очень разношерстное. Голландцы, немцы, французы, финны, русские, шведы, бельгийцы. Были и весьма экзотические участники: один японец, одна девушка из венесуэлы, британцы, которые на самом деле поляки, и норвежец, который при ближайшем рассмотрении оказался южноафриканцем. (Забавно, что в заметках норвего-южноафриканца Френка к разряду экзотических наций были отнесены русские). Общим языком был, конечно, английский, но даже у тех, кто им не владел, проблем не было: организаторы разослали всем по электронной почте краткий роллерский словарь. На первом же общем собрании Воут преподал урок сигналов и условных знаков. Мы успешно освоили самое главное - волну. Надо присесть на полусогнутых ногах, вытянув руки перед собой, и, помахивая ладонями, медленно вставать и поднимать руки все выше, и при этом издавать звук "ооооо", сначала тихо, а потом все громче и громче, чтобы в высшей точке он достиг максимальной силы. В исполнении почти сотни глоток это звучало великолепно. Несмотря на то, что освоить неподражаемый хриплый голландский звук "Х" никому так и не удалось, мы вскоре вполне правдоподобно выкрикивали "линкс!", "рехт!", "фоор!", "ахтер!". Проще всего было общаться с овечками. Когда строй роллеров проносится мимо пастбища, овечки бегут следом или просто провожают нас взглядами и громким "бе-е-е", а роллеры непременно кричат в ответ "бе-е-е" на всех европейских языках. овечки Но самый трогательный пример роллерского взаимопонимания явил Альпачино. Увидев старого знакомого, японца Юкио, он подошел к нему, закатал рукав и, показывая боевые шрамы, сказал: "Финнлайн!". "Финнлайн, Финнлайн!" -радостно подхватил Юкио. Бойцы вспоминают... Как это было Полвосьмого утра. Снаружи бодренько подвывает ветер. Вылезаем из теплых спальников и без выражения энтузиазма на лицах сползаемся к большой общей палатке на завтрак. Кофе, чай, хлеб, варенье, сыр - голландский! - и попытка согреть кружкой горячей жидкости озябшие руки. На общем столе в многочисленные тройники воткнуты с десяток телефонов, и потому пробираться мимо надо с осторожностью. Разноязыкое "доброе утро" - комментарий "утро добрым не бывает" встречает полное понимание коллег. Так... наступает трудный момент: перед началом движения надо снять свитер, куртку и теплые штаны, упаковать вещи в рюкзак, закинуть его в грузовик и уже налегке ждать старта. И вот настает долгожданный миг. Сейчас разогреемся! Сначала уносится самая скоростная группа, ведомая быстроногой Астрид. За ней уходят группы Петера и Воута. Потом стартует Барт со своей самой многочисленной группой, и последним - Ян, в компании людей солидных и склонных к медитации. Поехали! Вдоль каналов и полей, перебираясь через каналы по мостам или на паромах, разгоняясь до радующей душу скорости на ровных участках или проклиная все на свете на мощенных щербатыми кирпичиками узких улицах уютных городков и поселков, движется пестрая многоногая гусеница. старт! вперёд! Поиски правильной дороги в лабиринте каналов требуют некоторой сосредоточенности. Поэтому скоростная группа время от времени пролетает мимо нужного поворота и исчезает в неизвестном направлении. Мы озадаченно смотрим им вслед... через некоторое время раздается нарастающий свист, все прижимаются к обочине, и пятиколесные гиганты со скоростью электрички уносятся вперед. Мы же продолжаем движение под музыку, потому что именно в нашей группе (группе Барта) едет самый экзотический участник, немецкий роллер, везущий на спине пудовый музыкальный центр с колонками и усилителем. передвижной музыкальный центр Час движения - и вот впереди маячит микроавтобус, а около него стоит всегда улыбающаяся Бьянка и раздает вкусные плюшки и бананы. Заправившись, бежим дальше. В середине дня на час-полтора останавливаемся в каком-нибудь симпатичном городке, где есть приятные маленькие кафе и рестораны и можно пообедать и вытянуть ноги , да еще посмотреть разные достопримечательности (например, музей сыра, или мельницу, или старинную лавку). осмотр местной достопримечательности Затем делаем еще два перехода до кемпинга, ставим палатки и натягиваем на себя все имеющиеся в наличии теплые вещи. Начинается вечерняя дрожалка. Ужинаем либо прямо на улице, за общими столами, согреваясь острой китайской едой, либо в ближайшем ресторане. Несколько отличным оказался третий день путешествия, когда мы участвовали в ночной покатушке в Амстердаме. Собственно, ночной ее можно назвать только с большой натяжкой, потому что начинается она в восемь вечера и заканчивается в одиннадцать. В тот день мы приехали в кемпинг несколько раньше обычного и отправились в Амстердам - кто на своих колесах, кто на общественном транспорте - посмотреть город. Надо сказать сразу, что роллеру в Амстердаме в одиночку плохо. Это город велосипедов. При виде препятствия (пешехода или роллера) велосипедист никогда не пытается притормозить или изменить курс, а только сигналит звонком - едва успеваешь уворачиваться. Для нас это была уже вторая вылазка в город каналов (мы приехали на день раньше всех и уже успели многое посмотреть и покататься на корабликах). На этот раз я отправилась в Рейхсмузей. "Ночной дозор" оправдал ожидания - уйти от этой картины невозможно, кажется, что там происходит что-то необыкновенно важное. (Дома я с удивлением обнаружила, что многие дорогие сограждане совершенно серьезно полагают, что "Ночной дозор" - это кино....). По дороге к месту сбора (ночной) я поняла, что иду (то есть еду) верным путем, потому что с разных сторон подкатывались разнообразные колесные люди. Участников было много, по-моему явно больше тысячи. Изобразив традиционную "волну", вся толпа помчалась по улицам города, с шумом, музыкой и блеском фонариков и катафотов, мимо каналов, барж, плавучих домов, велосипедов, которые сейчас смирно уступали нам дорогу, и красных фонарей. в амстердаме Выехали на какую-то круглую площадь, и там устроили катание по кругу под музыку, и паровозиком, и мельницей, и парами. К одиннадцати мы вернулись в тот же Фондельпарк, а оттуда в кемпинг. А еще было и такое Ночной холод оказался неожиданностью для всех, и потому одежда и спальные мешки оказались несколько неподходящими для суровой голландской весны. Сами голландцы уверяли, что в это время года должно быть теплее. Северяне (скандинавы и русские) посчитали, что раз Голландия на несколько градусов южнее, то и температура должна быть выше. Я утеплила свой летний спальник, запихнувшись ногами в рюкзак - помогло. Впрочем , была у нас и более экзотическая ночевка. В Эдаме мы стояли на самом берегу моря, около яхт-клуба. К ночи захолодало, заштормило, ветер выл, и снасти яхт громко стучали (в общем, "была бурная штормовая ночь"). Мы с Джой упаковались внутри палатки, застегнули полог, натянули на себя все, что было теплого, включая и рюкзаки, и попытались уснуть, делая вид, что не замечаем попыток палатки взлететь под самые тучи. Сон не шел - вой ветра и грохот снастей создавали удивительно бодрящее звуковое сопровождение. В какой-то момент я поняла, что невыносимо, мучительно хочу тишины. И тут пришла идея... душ! Там такие чудесные, теплые, тихие кабины. И даже обогреватель работает. Я сказала: "Пойду в душ, если хочешь - присоединяйся". Джой немедленно присоединилась. И вот мы, как тати в нощи, прихватив спальники и коврики, пробрались в душ и оккупировали две наиболее сухие кабинки. Я поместилась целиком в одной кабинке, из другой торчало около полуметра джоевых ног. Я провалилась в сон и вынырнула от какого-то странного звука. Впрочем, этого следовало ожидать, но не в четыре же утра... что за нелепая любовь к чистоте и порядку... явилась уборщица с полным ведром воды и шваброй. Увидев торчащие из-под дверцы ноги, она, видимо, заподозрила нечто ужасное, но я самым непринужденным тоном сказала "Доброе утро, мы тут спим". Немая сцена... Досыпать отправились в палатку, благо шторм уже поутих. Трудности и опасности... Нельзя сказать, чтобы их было много, но все-таки роликовый пробег не обходится без травм. Первая авария произошла через 10 минут после старта - неудачное торможение, падение и в результате - вывихнутый палец. Герой дня получил утешительный приз и гордо носил руку на перевязи. Главная опасность, о которой нас предупреждали заранее, - решетки на дорогах, veeroasters или барбекью, предназначенные для удержания скота в пределах пастбища. Согласно роллерскому словарю, "барбекью является непреодолимым препятствием для роллеров". И все-таки когда наступил этот трудный момент, мы оказались к нему совершенно не готовы. Выехали на отличную дорогу, с попутным ветром, разогнались как следует... я шла второй в группе. Вдруг шедший первым парень резко отскочил в сторону, не издав ни звука, и прямо передо мной открылось это самое барбекью... отвратительное зрелище... острая железная решетка во всю ширину дороги и длиной метра три, по бокам огороженная перилами. Скорость была приличная, тромозить поздно, прыгать бесполезно. Я присела пониже, выставив коньки в линию, и сильно толкнулась вперед. Удалось проскочить почти всю решетку, но на выходе я все-таки завалилась и сразу же кубарем откатилась на обочину. Следом посыпались остальные, но массового завала удалось избежать. Серьезных повреждений тоже не было, благодаря защите. И наконец в самый последний день, когда мы все расслабились и уже предвкушали триумфальное завершение маршрута, случилась по-настоящему серьезная авария. Шли мы против ветра, паровозиком, под предводительством ОлегаV. Настроение у всех было самое радужное, девицы у меня за спиной о чем-то щебетали, кругом царили мир и благоволение, и вдруг небо и земля неожиданно поменялись местами. Каска с сухим стуком впечаталась в асфальт, сверху кто-то упал, чьи-то колеса проехали по руке и даже по уху (оно потом неделю стояло торчком), вопли, стоны и море крови. Результат - разбитое лицо и выбитый зуб Дороты, плюс сломанный палец на руке Огги. Пострадавших погрузили в микроавтобус и отправили к врачам, а остальные продолжили путь до Хаарлема. Финиш На главной площади Хаарлема роллеры заняли все стулья, разлеглись на брусчатке, влезли на памятник местному первопечатнику... Объятия, фотографирование, обмен адресами... "Волну" изобразили многократно, и эхо отражалось от средневековых башен. Воут произнес трогательную речь и вручил последние призы пробега - Олегу V за командный дух и Дороте за стойкость и мужество. финиш! фото на память пра-ролики На самом деле в Хаарделе маршрут закончился только у тех, кто разъезжался по домам на поезде. Остальных ждал еще один двадцатикилометровый марш-бросок до Шпарн-Воуде, откуда мы начинали свой маршрут. Тут уж распрощались окончательно, коллеги отправились в аэропорт, а нам предстояла еще одна ночевка. Куда ж роллеру податься? Нас выручил Петер Никкель, предоставив свою квартиру в распоряжение одиннадцати человек с рюкзаками. После замечательного прощального ужина в компании организаторов пробега мы все отправились к Петеру домой. Одну комнату полностью завалили багажом, в двух других расположились сами - на ковриках. Единственную кровать предоставили травмированной Огги. В общем, получилось русское нашествие. По коридору можно было передвигаться только боком, а чтобы попить чаю, в крохотную кухню заходили по очереди. Ночь прошла за душевным разговорами и просмотром фильмов о роллерских приключениях Петера, а утром - домой. конец Так и пролетели все пять дней нашего замечательного путешествия. Получилось что-то вроде современного варианта "Серебряных коньков". www.inline.spb.ru |