ИСТОРИИ ТУРИСТОВ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ |
... |
Грани Чехии: Йиндржихув Градец Автор: Наталья Как ехать Автобусом от автовокзала Флоренц через Тржебонь, Чески Будеевице или напрямую от Праги. Время в пути, расписание и цены можно уточнить на idos.datis.cdrail.cz (расписание меняется). От автовокзала до Старого города пешком 10 минут. По Старому городу до замка 10 минут (башня замка возвышается над городом, мимо не пройдете). Если выехать пораньше, можно в один день совместить осмотр двух прекрасных городов Тржебони и Йиндржихува Градца (далее просто ЙГ, с вашего позволения, не от неуважения к городу, а исключительно из-за стройного ряда согласных подряд): сначала заехать в Тржебонь, затем на автобусе от Тржебони доехать до ЙГ, и вернуться в Прагу (мы подгадали так, что автобус из ЙГ увозил нас прямо в Прагу, без пересадок). От автовокзала по указателю в центр по улице Nadrazni минут 10 до площади Масарика, отсюда до замка рукой подать. История Как и многие чешские города, Йиндржихув Градец был изначально славянским поселением, затем славянской крепостицей, существующей примерно с X века. В XII веке юго-восточная Богемия и ЙГ стали владением вельможного Витека из Пржсисец (Prcice), от которого и ведет свою родословную одна из известнейших семей Богемии Витковичи (или, на западноевропейский манер, Witigons). Витек поделил владения между пятью сыновьями, один из сыновей стал Лордом Рожмберка и с тех пор стал именоваться Рожмберком (см. история Тржебони). Герб рода Витковичей - пятилепестковая роза - хорошо известен в Чехии. Например, в Чески Крумлове ежегодно проводятся праздники Пятилепестковой розы. Именно Витковичи основали Чески Крумлов, второй по величине замок в Чехии после Пражского Града. А замок ЙГ является третьим в этой иерархии. Можно себе представить, какими средствами владел этот клан, чтобы возвести таких замковых монстров. Ветви Рожмберков Крумлов и переходит в 1302 г. (вспомните герб Крумлова красную пятилепестковую розу каждый из пяти сыновей имел изображение этого цветка в своем гербе, они отличались только цветом лепестков). Кстати, Витковичи недолгое время владели и Тельчем. В конце XII века Йиндржих (Генри) Витковец, старший сын Витека, первый этого имени в роду (всего, если мне не изменяет память, будет 4 славных вельможных пана Йиндржиха) строит на месте славянской цитадели замок в романском стиле, который неоригинально нарекает Градцем. Отныне потомки Йиндржиха именуют себя Лордами Градца, и обладают таким могуществом, что король Пршемысл Отакар II закладывает Чески Будеевице, чтобы ослабить влияние Витковичей в данном регионе. В случае прямого неповиновения непокорного вассала из Будеевиц можно было быстро перебросить к ЙГ войска. Впрочем, судя по тому, что замок отлично сохранился до наших дней, Витковичи были не только богаты и влиятельны, но и умны, и на открытый конфликт с королем не пошли. Первое официальное упоминание о городе датируется 1220 годом, когда к романской крепости пристраивают классический замок в стиле ранней готики. Хроники на латыни вели монахи, и посему город именовался ими Nova Domus, или, на немецкий манер, Neuhaus. В 1410 г. происходит Грюнвальдская битва, где тевтонский орден (и войска немецких и французских рыцарей вкупе со швецарскими наемниками были разгромлены поляками и литовцами вместе с чехами и даже войсками смоленского князя) терпит сокрушительное поражение, все немецкое чехами и поляками яростно отторгается, и латинско-немецкое название города становится некомильфо. Очередной Лорд Градца то ли вспоминает о предке Йиндржих, то ли его самого так же звали, и город с той поры официально именуется Йиндржихувом Градцем. Город и неприступный замок благополучно пережили гуситские войны даже нет сведений, пытались ли вообще гуситы приступить к этой крепости, или прошли стороной, не желая связываться. В 1483 г. к гербу Витковичей, золотой розе на голубом фоне, прибавились два золотых льва и буква "W" особая милость короля Владислава II, этот герб и поныне существует как городская эмблема. Не очень понятно, почему на гербе присутствует еще и корона город-то был не королевским владением, но спишем это на особую милость короля. Витковичи (Лорды Градца) владели городом и замком до 1604 года, затем владения перешли семье Славата (одной из младших ветвей рода Витковичей), которым они принадлежали недолго до 1693 г. Под чутким управлением Лордов Градца в городке выросли сначала готические домики, затем по последней моде - домики в стиле барокко и ренессанс. Город занимался производством и продажей текстиля, и не бедствовал. Вилем Славата (1628-1652) даже был канцлером короля Богемии и обладал большим влиянием, город при нем забогател особенно. После Тридцатилетней войны, в 1654 г., ЙГ являлся вторым по величине домов и жителей городом в Чехии, после Праги. Последними сеньорами ЙГ стал род Чернинов из Хлудениц (Černínů z Chudenic), которым город принадлежал до 1945 года. Они здесь не жили, и город постепенно приходит в упадок некому было держать в тонусе. Вообще, читая об истории чешских замков и городов, создается впечатление, что вся недвижимость в Чехии, по большому счету, принадлежала пяти-шести семействам, и все замки переходили по кругу от одного рода к другому. Для полноты картины не могу не упомянуть абсент, который в ЙГ производят еще со времен Наполеоновских войн. Поскольку тут я совсем некопенгаген, даю слово специалистам в данном вопросе: absente.narod.ru/page1.html. Город Йиндржихув Градец является классическим "призамковым" городом, как я это называю. Поясню, что имею в виду. Средневековые города условно могут быть поделены на две большие группы города, выросшие вокруг замков местных сеньоров, и города, поднявшиеся в свое время за счет привилегий, дарованных королями, за счет торговли, или добычи полезных ископаемых. ЙГ относится к первому типу: вокруг большого замка богатых вельмож быстро вырос городок, где можно было безбоязненно торговать и заниматься ремеслом (в случае чего можно было укрыться в огромной крепости), основными потребителями товаров и услуг, производимых в городке, также были обитатели замка. Вообще, подозреваю, что дальновидные владельцы замков сами селили семьи подданных вокруг своих цитаделей, дабы было из кого набирать слуг, из кого формировать замковую охрану, в случае осады кому защищать замок, да и дома горожан наверняка служили дополнительным кольцом обороны (в июне 2007 года мы посетили Казань и, написав эту фразу, я вспомнила, как русские летописи описывают взятие Казани Иваном Грозным, когда стрельцы пробивались сквозь узкие извилистые улочки, и бились за каждый дом так, наверное, и в средневековых европейских городках тесные улочки строились не просто так, а чтобы сбить с толку вероятного противника и задержать штурм замка/Кремля). По современным городкам Европы еще очень заметно, какие города были призамковыми: они до сих пор имеют милый провинциальный вид, и сохранили аутентичный средневековый облик. Те же города, что старались друг за другом угнаться по богатству, пышности и славе, превзойти соседа хоть в чем-то: высотой ли колокольни собора, пышностью ли Ратуши, не донесли до нашего времени истинно средневекового облика города уж больно на виду были, и первым потянулись за прогрессом, в т.ч. и в строительстве. Да и крупные промышленные предприятия строят гораздо охотнее именно в таких вот "развитых" городах, как Чески Будеевице или Плзень. От вокзала по указателям мы потопали в центр города, шли по улице Nadrazni примерно минут 10, а, увидев справа церковку, повернули к ней. Когда-то здесь стоял францисканский монастырь, от которого сейчас осталась только вот эта церковь Святой Екатерины (построена в конце XV века, пострадала от пожаров 1669 и 1801 гг., перестроена). Церковь примыкает к зданию, называемому Кластеричек (Маленький монастырь) здание это было построено как госпиталь, однако позже стало использоваться как дом для вдов Лордов Градца. Ну, хоть не в монастырь, и на том спасибо. Далее мы движемся по улице Klasterska, которая заканчивается классическими зданиями, характерными скорее для Вены или Будапешта. Оказалось, в одном из таких зданий расположена местная школа, в чем мы немедля убедились, оказавшись в окружении гомонящих подростков. Как оказалось, вышли мы на просторную площадь Масарика (Масариково намести), с нашей (правой) стороны на площади расположен небольшой скверик, в центре которого стоит памятник Яну Гусу, а за его спиной уже виднеются замковые башни. Но ясно же, что нормальные герои всегда идут в обход, и поэтому мы пошли направо, к террасе, на которой как раз втихую курили пацаны из той самой школы, мимо которой мы только что прошли. Если бы они только курили! Они еще и пускали вниз, в овраг, дымовухи, и с интересом смотрели, чего получится. Замок с суровой доминирующей башней отсюда виден еще лучше. А еще видна речка, с обеих сторон которой разбит парк, прямо в бывшем рву, защищавшем город и замок с этой стороны. Такое впечатление, что у народа тут дачки: огородики, лопаты, теплички, кое-где овощи растут. Поодаль стоит бывший бастион, перстроенный на потеху публике в классическом стиле. На противоположной стороне на холме стоит церковь Святого Якуба (XIV век) со старым еврейским кладбищем, к ней ведет своеобразная Via Dolorosa, специальная дорожка, на которой отмечены остановки, которые делал Христос на пути к Голгофе. Мы же спускаемся вниз, к речке, по лестнице, и вдоль огородиков и речушки подходим к городским воротам, названным в честь речки - Нежарка (Nezarka). Когда-то укрепленный город имел трое ворот, остались только эти, изначально готические, затем перестроенные в стиле ренессанс. Над входом герб Витковичей роза, два льва, держащие букву "W", венчает герб корона. Сбоку от ворот, прямо над рекой довольно хорошо сохранились городские укрепления. Между рекой и городской стеной лежит улочка по имени Под градем (Pod Hradem) в средние века там располагалась дубильня, а сейчас можно посмотреть аутентичные домики. Здания, примыкающие к воротам справа и слева, образуют довольно узкий коридор, обернувшись и бросив взгляд на который, вспомнила: "Подниматься пришлось долго, и я еще раз убедился, что взять замок непросто. Единственная дорога, прекрасно обстреливаемая со стен, проходила через искусственный каменный коридор, заботливо устроенный на полпути. Сейчас он не охранялся, но в случае штурма через него не пройдет никто пока все пространство не завалят трупами". А. Валентинов "Овернский клирик" Вообще оба здания довольно безобидны это иезуитский колледж (слева, у которого стена расписана в стиле сграффито) и иезуитская семинария. Иезуиты появились в городе в бытность сеньором здесь Адама II из Градца, по инициативе его жены, Катерины фон Монт, и в 1595 г. был построен сначала колледж, затем семинария в начале XVII века. Возле здания колледжа стоит церковь Святой Марии Магдалины, построенная в начале XVII века, внутри украшенная уникальной лепкой. Сейчас она используется для концертов и выставок. В здании семинарии сейчас расположен музей города. Говорят, интересный. Самый известный экспонат музея так называемые Кизовые ясли самый крупный двигающийся вифлеем в мире. На здании бывшей семинарии также висит памятная доска, свидетельствующая о том, что здесь обучался композитор Бедржих Сметана. Для интересующихся www.peoples.ru/art/music/composer/smetana/index.html. За музеем - здание в имперском стиле с балконом над входом, который держат две классические колонны. Это известная с XIX века типография Ландфрас. С юга к музею примыкает комплекс зданий, где Лорды Градца держали пивоварню. Поодаль видна высокая (65 м) башня церкви Успения Девы Марии. Изначально церковь была готической, датируется второй половиной XIV века, столетие спустя ее расширили и включили в нее близстоящую часовню. Она расписана изображениями Святого Ипполита, покровителя города. Примечательна церковь еще и тем, что одним из углов стоит в аккурат на 15-м меридиане, рядом пансиончик тоже на меридиане примостился. Далее мы вышли к площади Мира (Ратушной, как я называю такие площади). Приятная, цветная, застроена живенькими такими домиками. В некоторых даже аркадная галерея наблюдается. Так, вот Ратуша розовая, с часовой башенкой и ассиметричной рочкой справа, над ней на голубом фоне пара львов держит пресловутую букву с короной. Сейчас даже и не угадаешь, что когда-то она была готической, и первое упоминание о ее ремонте относится аж к 1493 г. (первичная документация великая вещь). В центре, как водится, барочный чумной столб куда же без него. Поражает воображение, нужно отметить зело высок и пышен. Выполнил все это великолепие местный паренек Матуш Страчовский. Ведущие "Радио Прага" рассказывают про него следующую легенду: "О том, как памятник появился в городе, повествует забавная история, коротко ее содержание выражено высказыванием "колосс, стоящий на сене". Дело в том, что средства на строительство памятника, помимо городской кассы, предоставил местный торговец сеном Ондржей Баер. Он поставлял сено и овес императорской армии, но, однажды проштрафившись, пообещал, что если ему удастся выйти сухим из воды, то построит на площади памятник Св. Деве Марии. Судя по тому, что самый характерный памятник города в стиле барокко украшает площадь, дело окончилось для торговца хорошо. Освящен памятник был в 1766 году". Ощутимый минус площади обилие автомашин, припаркованных везде, где можно было их приткнуть. Отель "Сoncertino" богат на вехи жизни чешских композиторов: во-первых, там родился поэт и композитор Адам Михна из Отрадовиц (www.radio.cz/ru/html/muzyka_barokko1.html), во-вторых, в кафе при отеле частенько сиживал Бедржих Сметана (ссылку уже дала выше). Очень примечательно здание с башенкой, расписанное в стиле сграффито так называемый Дом Лангрува. Через дом от него вправо стоит бывший отель "У златой гусы", где когда-то останавливался Карел Гавличек-Боровский (ru.wikipedia.org/wiki/Гавличек-Боровский,_Карел). От площади Мира лучами уходят две основные улицы: Панская (Panskа) и Сватоянская (Svatojanska). На первой расположены всякие магазинчики и турбюро (с правой стороны), она соединяет площадь мира с площадью Масарика (en.wikipedia.org/wiki/Tomáš_Masaryk), вторая мимо "У златой гусы" ведет к монастырю миноритов. К пруду ведет улица Рыбнична (Rybnicni), она плавно переходит в мост Вайгар (Vajgar) напротив замка, украшенный статуей Яна Непомуцкого работы того же мастера, что и чумной стол на площади Мира. Мы же идем прямо к замку по милейшей тихой улочке, чуть уходящей вниз. Ориентиром вам будут пивнячки справа и слева, а когда из-за деревьев покажется все та же суровая замковая башня, справа будет милейший, уютнейший, просто пряничный пансион "Била пани" - увитый по фасаду плющом, с угловой башенкой, с миниатюрным штакетником, покрашенным в белый и красный цвета. Замок Ноябрь-март: замок открыт только для групп по предварительной договоренности Апрель октябрь: 9-16, кроме понедельника (последнюю группу пускают в 15.15) Май сентябрь: 9-17, кроме понедельника (последнюю группу пускают в 16.15) В августе по предварительному заказу по вечерам в пятницу и субботу вечерами проводят экскурсии. В несезон можно свободно гулять по замковому парку и дворам (что мы и сделали). Перед нами серые с белым замковые ворота. Герб размытый, но общий смысл угадывается все те же львы держат все ту же букву. Вокруг замка течет речка Нежарка (Nežárka), загнанная в замковый ров (на удивление неширокий), по берегам которого стоят живописные аутентичные домики. У некоторых домиков имеются причалы то ли для лодок, которые по озеру катаются, то ли они там белье полощут, для полной аутентичности Итак, замок. Как я уже писала, построен примерно в XII веке, постепенно расширялся и укреплялся. Внимание до сих пор привлекает центральная башня, т.н. "hladomorna", или "голодная башня", окруженная стенами, пристройками, водным рвом. Неприступная была крепость, грозная была башня, использовавшаяся как дозорная, для хранения припасов и казны, и как тюрьма, конечно. " такая яма под башней, как эта, называется oubliette [подземная тюрьма, каменный мешок]. Оно якобы идет от галльского и означает, хе-хе, "забудка". Я тебя просвещу, почему именно такое название. Так вот эта решетка сейчас будет закрыта, а о тебе забудут совершенно, равно как о хлебе и воде. Поэтому я лично галльской "забудке" предпочитаю местное название ямки: "уморильня". /А. Сапковский "Божьи воины"/ В XIV в. Олдржих III из Градца перестраивает замок в готическом стиле, Адам II из Градца в 1581 г. перестраивает резиденцию в стиле ренессанс. Элементы того и другого неплохо сочетаются, замок, безусловно, не только третий по величине в стране, но и один из самых красивых и с умом построенных. Раз уж заговорили о величине в замке 320 комнат и 500 ключей (не знаю, как у них так получилось, наверное, по паре дверей у каждой комнаты, и у всех разные ключи). Интересно узнать, ключником/ключницей был один человек, или целая бригада? Внутри замка, как обычно, интерьеры-доспехи-мебель-картины-китайский фарфор (богатые были люди, это в те времена был показатель). Считается, что внутри более 10 тысяч предметов искусства и столько же старинных книг. В первом дворе смотреть особо нечего: четыре крыльца, выход на лужайку под замковыми окнами, к пруду. Наверное, сюда привозили телеги с припасами, здесь, в замковом квадрате строилась замковая гвардия. В переходе из первого двора замка во второй висит картинка "замок в разрезе", очень занимательное изображение. Второй представляет собой глухой дворик с расписанными стенами. Третий поражает воображение: несколько зданий, расписанных в стиле сграффито "под кладку", соединены многоуровневыми аркадными галереями. Огромный двор пуст, безлюден и от этого особенно загадочен. Самая старинная часть замкового комплекса (внутри сохранились фрески в зале Святого Георгия, покровителя рыцарей - 1337 г., Мадонна 1460 г.) примыкает к Черной башне, которую можно осмотреть вблизи, если пройти мимо колодца, украшенного пышной решеткой, под арку. Там даже фрагменты фахверковых стен видны, но поражает не это, и не прообразы эркеров, а порода, на которой стоит замок. Кажется, что замок вырастает прямо из скалы. Похожее ощущение у меня было только в Чески Крумлове, что неудивительно, учитывая их историю Напротив (если стоять спиной к Черной башне и дворику, где к ней можно подойти, слева, если выходить из второго двора) через двор стоит т.н. Адамова постройка (по имени владельца замка того времени) классический, беспримесный ренессанс. Внутри тоже подлинные интерьеры в стиле ренессанс. Последний двор представляет собой треугольник, основанием которого является часть шато, сторонами сводчатые коридоры с колоннами, где в обилии стоят белоснежные скамейки с выгнутыми спинками, а в точке, где галереи сходятся, стоит пышная ротонда (XVI век, итальянский ренессанс), которая оказалась открытой там что-то то ли мыли на потолке, то ли меняли проводку веселые-превеселые рабочие, исполнившие нам, благодарным слушателям, что-то из итальянских песен. Акустика ротонды изумительна! Отделка сплошная позолота и красивости. Кстати, она чем-то напомнила мне Кусково и ее грот с ракушками, уже не знаю, чем. Вернувшись в первый двор, мы не упустили возможности погулять по замковым лужайкам у пруда. Если бы я была владелицей замка, то окнами на пруд и лужайку выходили бы окна кабинета и библиотеки. Впрочем, наверняка так оно и есть, и в башенке с острой красной черепичной крышей расположено что-то из личных покоев. Пруд глубокий (исключительно на глаз) и чистый, приятно смотреть. Не зря выкопали Домики, окружающие его, умиротворяют, а детишки, что тут бегают, умиляют. Туры, которые предлагает музей в замке: 1 т.н. здание Адама. Классические интерьеры в стилях барокко, ренессанс, рококо, имперский, классицизм. Старинная мебель, картины, китайский фарфор. Зеленый зал с творением известного богемского скульптора Петра Брандля Иосиф Египетский. 2 Готический замок: средневековые интерьеры с Королевским залом, Часовней Святого Духа, и уникальная фреска, изображающая Святого Георгия (1338). Посещение т.н. Черной Кухни и Мадонны Йиндржихува Градца (1460, поздняя готика). 3 Прогулка по столетиям. Залы шато, картинная галерея, обстановка и предметы быта, принесенные из охотничьего шале Jemčina , из окрестностей города. Посещение Ротонды. Отдельная прогулка по замку, заказываемая отдельно посещение Черной Башни и старинной замковой кухни. Снова город От замка мы идем через площадь Мира, далее - по улице Святоянской, на высокий шпиль. Когда-то в этой части города располагался монастырь миноритов, позднее использовавшийся как госпиталь, с церковью Иоанна Крестителя. Готическая церковь, позже перестроенная в стиле барокко, изначально была построена на романской крипте, датируемой началом XIII века и содержит уникальные готические фрески XIV века. Внутри много мраморных гробниц местных вельмож, особенно хороши (настолько, насколько слово "хороши" может быть применимо к гробницам) готическая усыпальница Магдалены Глейчен и ренессансные усыпальницы Лордов Шпанов и Лисов. Капелла Святого Николая с фресками XIV века считается жемчужиной готики в Богемии. Площадь Масарика, со стороны памятнику Гусу выглядит довольно тихой и не лишена аутентичности. Зато со стороны улицы Панской, по которой мы на нее вышли, она довольно шумна и бестолкова, ну на городской театр можно посмотреть еще. Отсюда мы идем по улице Jarosovska, которая приводит нас к небольшому парку с бывшим кладбищем и церковью Святой Троицы (XVI век), чтобы попасть к вокзалу, нужно повернуть влево, пройти до первого перекрестка с улицей Nadrazni, и далее идти прямо, никуда не сворачивая. Резюме: милый средневековый город, правда, несколько перегруженный автотранспортом, потрясающий замок, природа, которую частенько называют Чешской Канадой (нельзя отрицать, что местами похоже). Обязателен к посещению самостоятельными туристами Турбюро Panska 136/1 Судя по карте, турбюро имеется и прямо на жд вокзале. www.muzeum.esnet.cz/index.html www.zamekjh.cz |