На "недружественность" литовской визовой процедуры российский турбизнес сетует давно. Например, и в Москве, и в Калининграде в консульствах нет отдельного окошка для приема документов от турфирм, курьеры стоят в общей очереди. Поводом для отказа в визе может стать малейшая ошибка в анкете, исправить которую легко с помощью одного телефонного звонка, как, например, делает консульство Эстонии. В консульстве в Калининграде на прием документов от турфирм отведено всего 45 минут в день. По этой причине местные компании утратили возможность оперативной комплектации групп на краткосрочные поездки в Литву туристов, отдыхающих в Калининградской области. И в результате переориентируют клиентов на Польшу, предоставляющую максимально облегченный визовый режим. Но эти проблемы "потерялись" на фоне новшеств, которые приготовила Литва для российского туристического рынка.
На "недружественность" литовской визовой процедуры российский турбизнес сетует давно. Например, и в Москве, и в Калининграде в консульствах нет отдельного окошка для приема документов от турфирм, курьеры стоят в общей очереди. Поводом для отказа в визе может стать малейшая ошибка в анкете, исправить которую легко с помощью одного телефонного звонка, как, например, делает консульство Эстонии. В консульстве в Калининграде на прием документов от турфирм отведено всего 45 минут в день. По этой причине местные компании утратили возможность оперативной комплектации групп на краткосрочные поездки в Литву туристов, отдыхающих в Калининградской области. И в результате переориентируют клиентов на Польшу, предоставляющую максимально облегченный визовый режим. Но эти проблемы "потерялись" на фоне новшеств, которые приготовила Литва для российского туристического рынка.
Вчера в литовском посольстве в Москве советник по консульским вопросам Саулюс Кашуба объявил туроператорам условия переаккредитации фирм. О самом факте скорой переаккредитации руководителям компаний было заявлено на аналогичной встрече в посольстве 1 февраля. Решение о предоставлении аккредитации будет выноситься в течение 60 дней с момента подачи документов. В переходный период - с 3 апреля до 1 июня 2006 года - будут действовать прежние условия сотрудничества с посольством.
Перечень документов, необходимых для переаккредитации, еще на предыдущей встрече вызвал у туроператоров неоднозначную реакцию. Но если тогда турфирмы верили, что к моменту официального объявления этого списка их мнение будет учтено, то после вчерашней встречи все надежды рассеялись. Остались только сомнения - есть ли вообще смысл работать с Литвой? Например, в пакет документов на переаккредитацию должна войти справка "о регулярной уплате налогов". Туроператоры еще 1 февраля пытались объяснить присутствовавшему тогда директору Консульского департамента МИД Литвы Вайдотасу Вербе, что российские турфирмы платят различные налоги, и справок с такой расплывчатой формулировкой налоговые инспекции не выдают. Г-н Верба обещал уточнить формулировку, но в окончательном списке она не изменилась. Кроме того, условием аккредитации является обязательство туроператора оплачивать расходы на возвращение туриста в Россию в случае его депортации.
Еще одна проблема - курьеры, которые будут сдавать паспорта в консульство. Анкета, которую необходимо заполнить соответствующему сотруднику турфирмы, создает впечатление, что его берут на работу, как минимум, в качестве дипломата. Литовцев интересует не только семейное положение и образование, но и учебные заведения, которые курьер когда-либо посещал, даже не закончив, а также предыдущие места работы и причины увольнения. Но проблема не в этом. Турфирмы имеют право оформить для заноса документов в консульство не более двух своих сотрудников, причем каждая кандидатура, как и собственно компания, претендующая на аккредитацию, будет проверяться в течение 60 дней. При известной текучке курьерских кадров эти условия могут создать оператору серьезные трудности. На вопрос, что делать фирме, если один курьер уволился, а второй заболел, г-н Кашуба: ответил: "Приостановить свою работу с Литвой". Неплохой совет, особенно для высокого сезона.
Но даже это - не самые серьезные препятствия. Самое большое недоумение вызвало требование об обязательном предоставлении оператором оригинала (с возвратом) и копии договора с каждым клиентом, документы которого подаются на визу - даже если тур продается через агентство. Этот пункт, опять же, бурно обсуждался на встрече в посольстве 1 февраля, но, как вчера выяснилось, безрезультатно. "Агентскую проблему" консул Литвы "решил" очень просто: любая региональная компания может получить аккредитацию и напрямую сдавать документы своих клиентов.
Даже если оставить в стороне рассуждения о смысле туроператорской деятельности, все равно на пути выполнения этого требования возникает еще, как минимум, два барьера. Во-первых, для получения аккредитации в посольстве Литвы фирма, помимо всего прочего, должна предоставить "заверенную нотариусом копию договоров с зарегистрированными в Литве организаторами поездок или иными поставщиками туристических услуг". Российское агентство вряд ли сможет это сделать, поскольку, согласно действующему закону "Об основах туристской деятельности", оно имеет право только продвигать и продавать турпродукт, а функции по формированию пакета возложены на туроператоров. Иными словами, у турагентства нет юридических оснований для заключения договоров с зарубежными компаниями. Но, во-вторых, даже если у какой-нибудь, например, ханты-мансийской фирмы помимо турагентской есть и туроператорская лицензия, это совсем не значит, что в ее планы входит поиск партнера в Литве, аккредитация при посольстве и оформление московского курьера с двухмесячным сроком проверки - чтобы, в результате, отправлять в эту страну 5-6 туристов в год.
Смысл нововведения консул толком объяснить не мог, повторяя лишь, что это - не его решение, и порядок одинаков для всех стран. Однако же в бессмысленности требования справки "о регулярной уплате налогов" туроператоры его убедить смогли, и г-н Кашуба согласился заменить ее нотариально заверенной копией свидетельства о постановке фирмы на налоговый учет. Внял г-н Кашуба и утверждениям о невозможности заключения отдельного договора с каждым участником корпоративной поездки, когда заказчиком тура является юридическое лицо. Также он признал, что за последние два года у них было только два случая депортации российских туристов из Литвы. Но в абсурдность требования относительно клиентов, покупающих туры в агентствах, так и не поверил. Таким образом получается, что с лета нынешнего года на отдых в Литву смогут выезжать жители только тех городов, где есть аккредитованные при консульстве туроператоры, а это Москва, Санкт-Петербург и Калининград.
На этом фоне весьма странно выглядит недавнее заявление генерального директора Департамента по туризму Литвы Альвитиса Лукошевичюса о том, что Россия входит в число приоритетных рынков с точки зрения въезда, "российская" часть рекламного бюджета постоянно увеличивается и в следующем году составит уже более 1,5 млн. литов.
Московские операторы заявляют, что при таком отношении, да еще со столь абсурдными требованиями, работа с Литвой теряет всякий смысл. Говорили они об этом с большим сожалением, поскольку собственно страна замечательная и для отдыха, и поездок на лечение, там активно развивается инфраструктура и очень хорошо относятся к туристам из России. Кстати, в 2005 году въездной поток из России в Литву показал прекрасный рост - почти 33%, в этой стране отдохнули более 44 тыс. наших туристов. Видимо, в 2006 году с такой динамикой придется попрощаться.
Обращаем Ваше внимание: На сайте-агрегаторе предложений работы Rabotka.com.ru всегда представлены свежие вакансии по абсолютно любой профессии, специальности, которые Вы легко можете искать через поиск с учетом должности, города, названия компании.